- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Мировой опыт создания и функционирования свободных экономических зон
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W001915 |
Тема: | Мировой опыт создания и функционирования свободных экономических зон |
Содержание
Содержание Введение 3 1. Сущность и цели создания свободных экономических зон 5 2. Типы свободных экономических зон 11 3. Мировой опыт создания и функционирования свободных экономических зон 13 4. Специфика создания СЭЗ в Российской Федерации 18 5. Проблемы и перспективы развития свободных экономических зон в Российской Федерации 22 Заключение 31 Список использованной литературы 33 Введение Актуальность темы курсовой работы. Свободная экономическая зона – это достаточно условное понятие. Сегодня существует порядка тридцати трактовок этого определения. Во всех терминах, однако, применяется понятие льготного или беспошлинного вывоза и ввоза товара в зону, некоторой обособленности от прочей части страны в валютно-финансовом, торговом, хозяйственном отношении. Указывается также и тесная связь с мировой рыночной системой. Свободные экономические зоны (СЭЗ) считаются важным институтом мирового хозяйства, особой формой международной интеграции. Льготные условия для предпринимателей (национальных и иностранных) способствуют развитию промышленности и инвестированию капитала. Свободные экономические зоны могут классифицироваться в соответствии со своими особенностями. Это позволяет сформировать последующую их типизацию в соответствии с самыми существенными характеристиками. Свободные экономические зоны могут рассматриваться с учетом организации форм хозяйственной деятельности, применяемой преимущественно на той или другой территории. Разделение возможно и в соответствии с размещением производительных сил на государственной территории. Свободные экономические зоны могут рассматриваться и с учетом отношения распределения и производства добавочного и необходимого продукта, произведенного непосредственно на той или другой территории. Классификация возможна и в соответствии со способностью к расширению и распределению установленных границ обособленной области на прочие районы, отрасли или сферы, связанные с ней (с этой областью). Объектом исследования курсовой работы являются свободные экономические зоны. Предметом исследования являются особенности СЭЗ в России. Целью курсовой работы является анализ проблем и перспектив развития свободных экономических зон. Исходя из цели курсовой работы, ставим перед собой следующие задачи: - рассмотреть сущность и цели создания свободных экономических зон; - изучить типы свободных экономических зон; - проанализировать мировой опыт создания и функционирования свободных экономических зон; - охарактеризовать специфику создания СЭЗ в Российской Федерации; - оценить проблемы и перспективы развития свободных экономических зон в Российской Федерации; Курсовая работа состоит из введения, пяти параграфов, заключения, списка использованной литературы. 1. Сущность и цели создания свободных экономических зон Подобный режим был апробирован еще в 12-13 веках в Европе. Первая полноценная СЭЗ начала действовать в Германии. Это были города Бремен и Гамбург. Эти города сохраняют весь комплекс привилегий и на сегодняшний день. В России такие зоны стали появляться в конце 90-х годов. Терминология в данной сфере непростая. Давайте попробуем в ней разобраться. Наверняка каждый не раз слышал такие выражения: - свободная экономическая зона (далее СЭЗ); - особая экономическая зона (далее ОЭЗ); - зоны свободной торговли. Все, что перечислено выше – это разные названия одного и того же явления. Исключение составляет только термин «зоны свободной торговли». Зоны свободной торговли – это обособленные территории, в рамках которых не берутся таможенные сборы. Свободная экономическая зона – это специально выделенная территория, на которой действует льготный валютный, таможенный и налоговый режим. На данных территориях ведется совместное предпринимательство, иностранный капитал в виде инвестиций вливается в промышленность. Также эта территория имеет особый юридический статус. Благодаря созданию таких территорий развивается не только страна в комплексе, но и отдельные ее регионы1. СЭЗ в России позволяет решить ряд следующих задач: * Создание новых мест работы для тех лиц, которые обладают достаточной квалификацией; * Появляется стимул для отечественного производителя, повышается уровень инвестиций в производство; * Сохранение и развитие интеллектуального потенциала; * Привлечение в страну капитала из других стран. Те же, кто осуществляют деятельность на территории экономзон, получают следующие преимущества: * Льготы по налогообложению; * Экономят на пошлинах и других видах платежей; * Могут заниматься привлечением персонала высокой квалификации; * Могут увеличивать доходы, при этом минимизируя затраты. Цели свободных экономических зон состоят в стимуляции экономического развития страны, в налаживании внешнеэкономических связей. Свободная экономическая зона – это экономическая зона, в которой действуют различные льготы таможенного, налогового, другого характера. Такие зоны создают для стимуляции экономики и интеграции в сферу мирового хозяйствования. Целями создания свободных зон являются: снижение безработицы с помощью создания новых рабочих мест, укрепление торговых межгосударственных связей, расширение экспортных поставок, привлечение иностранных инвестиций, увеличение качества использования местных ресурсов и так далее2. В мире на сегодняшний день действуют больше 4 тысяч экономических свободных зон. Свободная экономическая зона или особая экономическая зона (сокращённо СЭЗ или ОЭЗ) — ограниченная территория в регионах с особенным юридическим статусом в отношении к остальной территории и экономическими льготными условиями для иностранных или национальных предпринимателей. Основная цель создания этих зон — это решение стратегических задач развития в целом государства или отдельной территории: общеэкономических, внешнеторговых, региональных, социальных и научно-технических задач. Системное развитие особенных экономических зон в России началось в 2005 году, с момента принятия Федерального Закона об ОЭЗ 22.07.2005 года. Особенную экономическую зону создают на сорок девять лет. Срок существования ОЭЗ не подлежит продлению. В целом, есть некоторое смешение понятий в рамках этой темы. Общий термин для этого понятия появляется разный. К примеру, в границах российского законодательства обобщённое понятие — особенная экономическая зона (ОЭЗ), или в некоторых статьях или учебниках — свободная экономическая зона (СЭЗ). Однако в целом общее понятие ОЭЗ является для этого равноценным термину СЭЗ. При этом ещё одно смешение — оба термина являются одновременно подсистемой комплексных зон. Получается, что ОЭЗ —> Комплексные зоны —> ОЭЗ. 3) Ещё один момент — это перевод special economic zone. Зачастую переводят, как ОЭЗ (особая экономическая зона). Но порой дословно переводят «Специальная экономическая зона», также сокращённо СЭЗ, что способно вносить свою путаницу. Торговая ОЭЗ: Зона свободной торговли Ещё одно смешение понятий появляется при толковании термина Зона свободной торговли как подсистемы Торговых ОЭЗ. Есть понятие зоны свободной торговли, как степени интеграции по Б.Балашша, суть которого: предоставление беспошлинного режима на всей территории стран подписантов для товаров стран-подписантов; предоставление беспошлинного режима на основе договора, подписанного странами-подписантами для товаров стран-подписантов. Также есть понятие зоны свободной торговли в границах классификации торговых ОЭЗ, которая: действует для всех стран, которые выполнили критерии действует на основании решения в одной стране (иногда, в случае трансграничных зон — нескольких) часто предоставляются льготы, не только таможенные; может действовать не только по отношению к товарам. При этом необходимо заметить, что и в английском языке есть смешение понятий. К примеру, зона свободной торговли в качестве этапа интеграции называется free trade zone, а зона свободной торговли — торговая ОЭЗ. Цели создания ОЭЗ: Цели создания с точки зрения государства: Создание новых рабочих мест для высококвалифицированного персонала. Привлечение передовых технологий производства услуг и товаров, иностранных прямых капиталов. Импортозамещение. Развитие экспортной базы. Апробация новых методов организации и менеджмента труда. Цели создания с точки зрения инвесторов Минимизация затрат, которые связаны с отсутствием импортных и экспортных таможенных пошлин Приближение производства к потребителю. Использование более дешёвой рабочей силы. Доступ к инфраструктуре. Развитие территории. Уменьшение административных барьеров. Свободные экономические зоны в России выделены на территории некоторых регионов для привлечения прямых инвестиций от зарубежных экономических партнеров. Создание и развитие СЭЗ в нашей стране началось после принятия ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» № 116-ФЗ. Основные задачи работы особых экономических зон в РФ – развитие высокотехнологичных отраслей промышленности, туристической сферы и частичное импортозамещение3. Существуют следующие типы ОЭЗ, действующие на территории Российской Федерации: * Промышленно–производственные: способствуют увеличению объемов промышленного производства. * Технико-внедренческие: разрабатываются инновационные технологии с последующим внедрением в «массы». * Туристско-рекреационные: способствуют освоению рекреационного потенциала региона. * Портовые: стимулируют развитие морского и авиационного сообщения. Время функционирования вышеперечисленных зон ограничено и составляет 15 лет у технико-внедренческих и 20 лет у всех остальных. К началу 2017 года количество созданных в РФ свободных экономических зон составляет 24. В них уже зарегистрировалось 257 инвесторов, объем инвестиций от которых превысил 200 миллиардов рублей. Важный нюанс: в российских СЭЗ законодательно не допускается разработка месторождений полезных ископаемых, а также производство подакцизных товаров (исключение – легковые автомобили и мототехника)4. У свободных экономических зон имеются свои плюсы и минусы. Примерный перечень положительных сторон выглядит так: * ОЭЗ – отличный универсальный инструмент для развития отстающей экономики. * Минимальные проблемы при осуществлении таможенного контроля. * Возможность использование самых выгодных схем торговли для развития внешнеэкономических отношений. * Привлекательность государства для важных иностранных инвесторов. * Реструктуризация региональной экономической системы. * Обогащение потребительского рынка новыми товарами и возникновение здоровой конкуренции. * Рост инновационного производства, сопровождающийся переходом предприятий на новый технологический уровень. * Практическое отсутствие рисков для страны, в случае возможной неудачи создания ОЭЗ. * Активизация и повышение качества деятельности крупных и средних предпринимателей. * Активное развитие инфраструктуры региона, туристической деятельности и строительства. * Новые рабочие места, как для высококвалифицированного персонала, так и для работников низкого уровня. В список минусов можно включить следующие аспекты: * Формирование «черного рынка». Из-за нулевого таможенного режима товары со всей планеты смогут беспошлинно экспортироваться и импортироваться в СЭЗ, и эти неконтролируемые передвижения могут способствовать развитию контрабандного бизнеса. * Довольно узкая специализация свободной экономической зоны. * Рост жесткой конкуренции между производителями товаров из других областей государства, которые не располагают таможенными послаблениями. * Повышенная вероятность трансформации СЭЗ в очаг контрабандного ввоза товаров в страну. Когда государственным властям приходит осознание нереальности поднятия экономики «с колен» в короткий срок, они принимают решение о создании одной или нескольких СЭЗ в своей стране. Особая экономическая зона дает мощный импульс развитию экономики, под который попадают не только отдельные регионы, но и вся территория государства. Что ни говори, а преимущества СЭЗ все же преобладают над недостатками. 2. Типы свободных экономических зон Льготная политика властей, касающаяся налогообложения «своих» и иностранных предпринимателей обеспечивает им максимально комфортные условия работы. Международная классификация выделяет следующие виды СЭЗ: * Торговые зоны (свободные порты и города). * Промышленно-производственные зоны (моноотраслевые, эспортно- производственные). * Технико-внедренческие зоны (технопарки, технополисы). * Офшорные зоны (территории свободной предпринимательской деятельности). Также ОЭЗ подразделяются на национальные (территория в пределах одного государства) и трансграничные (частично располагается в двух и более странах). По системам льгот, среди всех свободных экономических зон можно выделить налоговые, таможенные, финансовые и административные. По системам льгот, среди всех свободных экономических зон можно выделить налоговые, таможенные, финансовые и административные. Таблица 1 - Зоны, в которых сформированы особые экономические условия № п/п Наименование экономзоны Характеристика 1 Промышленно-производственная Комплекс, на котором производится большое кол-во определенной группы товаров 2 Свободной торговли Зона хранения, упаковки, тестирования продукции. Юрисдикция таможенной службы на нее не распространяется 3 Туристическая С особыми условиями для предпринимателей в сфере туризма 4 Сервисная С особыми условиями осуществления финансовой деятельности 5 Научно-техническая Технопарк, зона для разработок и научных исследований Классификаций СЭЗ фактически несколько. Рассмотрим одну из них: 1. Территориальная свободная зона – для взаимодействия с другими регионами, ограниченного либо полного; 2. Функциональная – создается для выполнения определенной функции (для производства и так далее); 3. Таможенная – с предоставлением серьезных льгот по импорту и экспорту товаров; 4. Налоговая – с частичной или полной отменой сборов; 5. Финансово-инвестиционная – со снижением ставок по сборам, сниженными процентами по кредитам и страхованию; 6. Административная – с упрощенным порядком регистрации и постановки на учет различных компаний, а также с упрощенными правилами выезда и въезда граждан других государств. 3. Мировой опыт создания и функционирования свободных экономических зон Правительства многих стран считают, что особая экономическая зона, или ОЭЗ (ограниченная территория в регионах с особым юридическим статусом по отношению к остальной территории и льготными экономическими условиями, включая налоговые льготы и беспошлинный режим, для национальных или иностранных предпринимателей), выгодна для экономики, так как стимулирует торговлю и увеличивает инвестиции. “Любая страна, которая не имела ОЭЗ десять лет назад, сегодня ее имеет или собирается создать”, - утверждает эксперт Всемирного банка Томас Фарол5. Однако если бы министры торговли внимательнее изучили историю, то их энтузиазм немного бы ослаб. Особые зоны, по мнению экономистов, создают дисбаланс внутри экономик. Кроме того, они требуют значительных инфраструктурных инвестиций и, разумеется, приводят к потере налоговых поступлений. Но власти верят, что появление большого количества новых рабочих мест и стремительный рост объемов торговли с лихвой компенсируют возможные минусы. В реальности работа многих ОЭЗ завершается провалом, а их положительный эффект трудно определить, так как трудно выделить среди других экономических сил. Но, по неофициальным статистическим данным, ОЭЗ делятся на три категории: несколько успешных проектов, немного больше тех, кто приносят незначительную прибыль и частично оправдывают финансовые затраты, и, наконец, подавляющее большинство зон, которые оказываются в минусе. Закрытие зоны, как правило, происходит из-за отказа от реализации проекта, плохого менеджмента или по причине того, что инвесторы получают налоговые льготы, но так и не создают значительного числа новых рабочих мест и ожидаемой экспортной выручки, отмечает британский журнал The Economist. ОЭЗ имеет длинную историю. Первые зоны свободной торговли появились еще в древней Финикии. Первая современная ОЭЗ была открыта в аэропорту “Шаннон” в Ирландии в 1959 г. Но по-настоящему концепция расцвела в 1980-х гг. в Китае. Сегодня существует более 4 тыс. ОЭЗ, в которых трудится около 68 млн человек (данные 2008 г.). Существует несколько форм ОЭЗ, от базовой зоны обработки беспошлинного сырья на экспорт до чартерных городов (урбанистические зоны, где действует особое регулирование в самых различных секторах). Больше всего успешных зон было в Китае, среди которых выделяется город Шэньчжэнь, получивший статус свободной зоны в 1980 г. (сегодня он является экспортным "локомотивом" страны). С тех пор в Поднебесной появились десятки новых ОЭЗ. Рисунок 1 - Число свободных экономических зон в мире (тыс.) Более того, в марте глава КНР Си Цзиньпин призвал резко увеличить их количество. Гордятся своими успешными зонами также Объединенные Арабские Эмираты, Южная Корея и Малайзия. Среди главных причин провала ОЭЗ экономисты называют излишнюю бюрократию и недостаток финансирования бюрократии (иногда это происходит одновременно). Кроме того, в особых зонах очень часто выделяется слишком мало средств на строительство железных и автомобильных дорог, морских портов, которые бы соединяли ОЭЗ с внешним миром. Возможно, поэтому многие ОЭЗ в Африке не приносят ожидаемого эффекта. Так, например, крупнейшая особая зона Сенегала провалилась из-за слишком большой бюрократии, высоких цен на электроэнергию и отдаленности от ближайшего морского порта. Девелоперы отказались инвестировать в 61 из 139 утвержденных особых зон в индийском штате Махараштра из-за непредсказуемого политического курса, непрозрачных методов проверки и неуверенности в экономической рентабельности6. Так, для ведения бизнеса компаниям необходимо иметь дело с 15 различными государственными агентствами. Массовые протесты местных жителей в связи с отъемом земли под ОЭЗ также снижают интерес потенциальных инвесторов. Кроме того, концепция ОЭЗ имеет естественные границы. То, что успешно работает в промышленном производстве, не всегда приносит такой же эффект в иных секторах. Созданная в 2013 г. свободная торговая зона в Шанхае (Shanghai Free Trade Zone) была ориентирована на финансы, но очень скоро проваливалась7. Три четверти опрошенных руководителей американских компаний в Шанхае считают, что зона не предоставила им ожидаемых выгод. Ведутся также споры и по поводу того, какая из моделей (управляемая государством или находящаяся полностью в частных руках) более эффективна. В Филиппинах считают, что частные ОЭЗ намного лучше, так как там меньше коррупции и бюрократии. Сегодня в этой азиатской стране частных особых зон в десять раз больше, чем государственных. В некоторых странах пытаются развивать концепцию ОЭЗ. Так, в Южной Корее и Таиланде создают эко-индустриальные парки. Звучат предложения о превращении ОЭЗ в убежище для иммигрантов. Так или иначе, особые экономические зоны продолжают вызывать интерес как у государства, так и у частных компаний, и согласно прогнозу общее количество ОЭЗ в мире в ближайшее время может достигнуть 5 тыс. В Ургутском районе Самаркандской области, в Гиждуванском районе Бухарской области, в городе Коканде Ферганской области и Хазараспском районе Хорезмской области планируется создать свободные экономические зоны (СЭЗ) «Ургут», «Гиждуван», «Коканд» и «Хазарасп». Проект указа главы государства об этом, подготовленный Кабинетом Министров Узбекистана, размещен для обсуждения на Едином портале интерактивных государственных услуг. Создание новых СЭЗ направлено на формирование благоприятных условий по привлечению иностранных и отечественных инвестиций для создания современных производств по глубокой переработке минерально-сырьевых ресурсов и сельскохозяйственной продукции, а также комплексное и эффективное использование производственного и ресурсного потенциала четырех областей8. Срок функционирования указанных зон составит 30 лет с возможностью последующего продления, в течение этого времени здесь будут действовать особые налоговые и таможенные льготы. На территориях СЭЗ также намечено создание логистических центров и таможенных постов. Новые производства планируется создать в сферах глубокой переработки, хранения и упаковки плодоовощной и сельскохозяйственной продукции, текстильной, ковроткацкой, обувной и кожгалантерейной, экологически безопасной химической, фармацевтической, пищевой, электротехнической промышленности, машиностроения и автомобилестроения, производства строительных материалов и других направлениях. В Узбекистане в настоящее время действуют три свободные экономические зоны — «Навои», «Джизак» и «Ангрен». 4. Специфика создания СЭЗ в Российской Федерации Серьезный подход к вопросу формирования и развития особых территорий в России стал актуален в 2000-х годах. Заниматься их созданием стали чтобы привлечь иностранных инвесторов и оказать поддержку высокотехнологичным отраслям экономики. В нашей стране сформировано несколько СЭЗ: 1. Республика Татарстан «Алабуга». Специализаций здесь несколько: работы по производству автобусной техники, производство медицинских препаратов, мебельное производство, химическое производство. Плюсы для резидентов: отсутствует экспортная пошлина, не нужно платить транспортный и земельный налог, полное освобождение от имущественного налога. 2. «Дубна». Занимается развитием биотехнологий, ядерными и физическими исследованиями, разработкой сложных медицинских технологий. Плюсы для резидентов: льготы по аренде помещений и земли, полностью отсутствует НДС при экспорте, льготные ставки по ряду налоговых платежей. 3. Горно-Алтайск «Алтайская долина». Преимущественное направление: создание и разработка объектов туризма. Плюсы для резидентов: все проверки проходят в упрощенном формате, льготы по налогам и сборам, государство не вмешивается в процесс реализации проектов. 4. «Бирюзовая Катунь». Зона туризма и отдыха, занимающая огромную площадь. Развитие этой эконом. зоны только начато, но количество инвесторов от этого не убавляется, скорее наоборот. Даже в нынешней экономической ситуации резиденты готовы осуществлять значительные денежные вложения. 5. Свердловская область «Титановая долина». Главный вид деятельности – развитие титановой промышленности. Эту отрасль можно назвать эксклюзивом. Здесь занимаются высокотехнологичной переработкой титана, производством оборудования для машиностроительной отрасли России. 6. ОЭЗ Ульяновск. Преимущественные виды деятельности – создание электроники, самолетов, различных приборов. В рамках данного анализа стоит упомянуть о Калининградской области. Здесь % по налогу на прибыль снижен вообще для всех компаний, желающих вести деятельность в области. На всей территории России в наличии 33 СЭЗ. В настоящее время в это число внесен и Крым. Условия для полноценного функционирования СЭЗ: * Географическое положение должно быть удачным; * Свободные площади для развития; * Высокий уровень инфраструктуры; * Возможность привлечь кадры с хорошим уровнем квалификации; * Наличие возможности развивать внешние связи; * Должны существовать виды деятельности, которые сложились исторически9. Принципы действия: * Государство должно гарантировать отсутствие конфискации и другого присвоения имущества, принадлежащего инвестору; * Свободно должна использоваться валюта для совершения любых операций; * Обязательно должны отсутствовать любые таможенные пошлины. От других территорий страны СЭЗ отличаются следующим: * Максимальными привилегиями по налогам, временным освобождением от них вообще; * Действием льгот на ввоз необходимой для компании продукции; * Сниженными тарифами по ЖКХ; * Упрощенной процедурой регистрации бизнеса. Для инвесторов довольно привлекательными являются условиями для ведения бизнеса в СЭЗ. Но чтобы зарегистрировать свой бизнес, нужно соответствовать перечню критериев: * Направление бизнеса должно соответствовать приоритетной специализации СЭЗ; * У инвестора должен быть разработан план ведения бизнеса, который утверждает государство. Предпочтение отдают тем инвесторам, которые осуществляют крупные инвестиции, предоставляют жителям большое количество рабочих мест. Также для инвесторов есть определенный финансовый порог по вхождению в ОЭЗ. Рассмотрим на примере, что нужно делать, чтобы стать резидентом СЭЗ Крыма. Для начала нужно осуществить вложение денег в сумме 150 млн. рублей и обеспечить работой 10 чел. Если компания представитель малого бизнеса, то порог вхождения 20 млн. рублей. Не могут стать резидентами СЭЗ компании, которые: * Добывают полезные ископаемые; * Заняты в игорном бизнесе; * Выпускают подакцизную продукцию; * Применяют особый налоговый режим. В регистрирующие органы предприниматель подает заполненное заявление и следующую документацию: справку с места регистрации, которая подтвердит, что задолженности по налогам нет; анкету; копию справки о том, что предприниматель не налогоплательщик ФНС; копию свидетельства о гос. регистрации компании; выписку о состоянии банковских счетов, а также о кредитной истории; ксерокопию паспорта, нотариально засвидетельствованную; бизнес-план; копию ИНН, нотариально засвидетельствованную; отчетность с подписью руководителя и главбуха за последнюю отчетную дату; устав. Если заявитель – гражданин другого государства, документы нужно перевести и засвидетельствовать у нотариуса. Затем заявка регистрируется в журнале, проверяется наличие документов. Неполный пакет будет возвращен заявителю. Но бизнесмен имеет право на повторное обращение. Договор заключается в десятидневный срок. Льготы и преференции для резидентов: * Не нужно уплачивать пошлины на сырье и запасные части импортного производства, если они нужны, чтобы произвести конечный продукт, а не для того, чтобы перепродать; * Пониженные налоговые ставки, или полное отсутствие налоговых платежей; * Можно оборудовать рабочие места по упрощенным стандартам; * Минимальная цена на аренду зданий и участков; * Предоставление субсидий для оплаты коммунальных платежей; * Более мягкие стандарты в сфере окружающей среды; * Налог на прибыль отсутствует долгое время; * Доступные рынки сбыта; * Большое количество рабочих; * Возможность не создавать профсоюзы работников. Этот перечень неполный, наличие льгот зависит от типа экономической зоны и региона ее расположения. 5. Проблемы и перспективы развития свободных экономических зон в Российской Федерации В конце 2016 года СЭЗ показали очень низкую эффективность. Вместо запланированного количества рабочих мест, была создана только половина. Не полностью освоены отведенные земли и прочее. Низкий уровень эффективности Правительство связывает прежде всего с невыполнением властями регионов своих обязательств. В частности, недофинансирование представляет собой круглую сумму в 50 млрд. рублей. Для улучшения инвестиционного климата в стране, для привлечения зарубежных инвесторов и развития экономики государства в целом в мировой практике применяется успешная модель развития регионов, которые заключаются в особые экономические зоны. Они создаются в разных регионах под определенные отрасли, они по-разному выглядят в охвате территорий и т.д. Свободные экономические зоны создаются только с одной основной целью для привлечения инвестиций. В качестве инвесторов могут выступать, как отечественные, так и зарубежные компании. За счет привлеченных инвестиций строятся научно-технологические, промышленно-производственные объекты, которые необходимы для развития экономики страны. То есть свободные экономические зоны необходимы для развития регионов. Такие зоны могут быть искусственно созданные, так и иметь естественный природный ландшафт. Искусственно созданные, когда государством выделяется земля, на которой могут развернуть свою деятельность и построить заводы, и прочую отраслевую инфраструктуру компании инвесторы. В таких зонах государство берет на себя изначально обязательство по обустройству территорий для создания привлекательности свободной зоны. Свободные экономические зоны в естественном ландшафте представлены в основном в туристическо-рекреационном направлении. И в качестве зоны выступают целые регионы или природные объекты. Например, к ним можно отнести полуостров Крым, «Долина Алтая», «Ворота Байкала». Если дать определение, то свободной экономической зоной называют территорию, за которой закреплен особенный юридический статус, гарантирующий льготные налоговые условия для ведения предпринимательской деятельности, как российским, так и зарубежным компаниям. Рисунок 2 - Особые экономические зоны на территории РФ. 1. Свободные зоны получают максимальные привилегии по налогообложению, например, как сокращение налоговых ставок, так и полное освобождение от уплаты налогов на какой-то период. 2. Таможенные льготы могут быть выражены в освобождении от уплаты пошлин или сокращении таможенных тарифов для ввоза импортных материалов и комплектующих, необходимых в производстве, а также экспорте продукции. 3. Льготные коммунальные услуги за электроснабжение, воду, за аренду офисных помещений. 4. Упрощение процедуры регистрации и документального оформления. Для того чтобы стать полноправным инвестором-резидентом свободной зоны. Надо соответствовать определенным критериям: 1. Чтобы деятельность бизнеса соответствовала определенным направлениям. В частности в России, чтобы попасть в ее экономическую свободную зону, надо проводить деятельность в направлениях: — туристическо- рекреационном; — промышленно-производственном; — транспортной логистике, в частности портовой логистике — научно-технологическом. 2. Также проверяется государством бизнес –план, а именно сколько по нему будет вложено инвестиций, сколько рабочих мест будет создано и т. д. Например, чтобы стать резидентом в свободной экономической зоне, как Крым, не обходимо вложить инвестиций в бизнес 150 млн. руб., для среднего и малого бизнеса сумма инвестиций меньше более чем в 2 раза, а также чтобы число сотрудников было больше 10 человек10. Привлекает свободная зона и льготными налоговыми условиями. Какие привилегии дает государство? Рассмотрим на примере свободной зоны, как Крым. 1. Сокращен налог на прибыль. 2. В течение первых 3-х лет с момента регистрации, ставка налога составит 2%. Затем немного увеличится и в период с 4-8годы составит 6% Последующие годы до окончания льготных лет, установленные государством действует тариф 13,5% 3. В течение первых 3 лет владения землей для ведения деятельности, снимаются обязательства по уплате земельного налога. 4. Снижены тарифы по обязательным социальным взносам, как в пенсионный фонд -6%, социального страхования-1,5%, медицинского страхования -0,1% Для другой СЭЗ, как «Алабуга» действуют льготы в отношении имущественного, транспортного, земельного налога, ставка по ним 0% в течении 10 лет. Налог на прибыль тарифицируется по ставкам в течении 5лет по ставке 2%, последующие 5 лет 7%, остальные года до 2055г по ставке 15,5%. Действует ускоренный режим амортизации с повышающим коэф.2%. Также в отношении таможенных сборов, отменены пошлины на импорт и экспорт готовой продукции, сырья, материалов. В зависимости от расположения, количества инвестиций в экономическую зону будут действовать разные налоговые преференции. В России создано 29 свободных экономических зон. Некоторые из них привлекли достаточно много инвестиций, а какие-то совсем не оправдали ожиданий правительства. СЭЗ условно поделены на 4 вида. Деление происходит по отраслевой принадлежности : промышленный кластер, технологический, логистический, туристический. Среди лидеров признаны регионы, развивающие промышленные и технологические отрасли. На третьем месте логистическая отрасль и меньше всего инвестиций в туристических СЭЗ. Какие же регионы удостоены звания СЭЗ? 1. В промышленную зону вошли 6 СЭЗ: — «Алабуга», расположенный в республике Татарстан в Елабужском районе. — «Моглино» Псковской области — «Тольятти» в Самарской области — «Липецк» в Липецкой области — «Титановая долина» Свердловская область — «Людиново» Калужская область 2. В технологический кластер вошли: — «Дубна» в Московской области — «Санкт-Петербург» — «Зеленоград» Московская область — «Томск» в Томской области. 3. Логистический кластер: — «Ульяновск» в Ульяновская область — «Советская гавань» Хабаровский край 4. Туристический кластер: — «Долина Алтая» — алтайский край — «Байкальская гавань» республика Бурятия — «Бирюзовая Катунь» Алтайский край — «Ворота Байкала» Иркутская область — «Архыз», «Ведучи», «Эльбрус Безенги», «Мамисон», «Цори и Армхи», «Матлас», «Лагонаки», «Каспийский прибрежный сектор», «Бальнеологические курорты» все расположены на Северном Кавказе. — «Иннополис» в республике Татарстан. — Республика Крым Основным представительством этих СЭЗ, за исключением туристических зон Серверного Кавказа и Крыма, является РОСОЭЗ www.russez.ru По истечении нескольких лет СЭЗ проявляют себя не всегда заявленным ожиданиям. Например, СЭЗ Северного Кавказа не оправдали себя, т.к. не привлекли к себе инвесторов. Каждая зона, имеет свои условия получения статуса резидента, свои налоговые и льготные преференции. В основном изложенный до этого материал показывал, что СЭЗ это прекрасно. Особые зоны привлекают инвестиции, помогают развивать регионы и в целом экономику России. Только не все так безоблачно. Порог входа в такую зону достаточно высок, и в основном себе могут это позволить очень крупные компании. Например, чтобы стать резидентом в «Алабуге» необходимо инвестировать в первый год 1млн евро, а в последующие годы до 10 млн евро. Такие инвестиции сможет вложить не каждый предприниматель. Благоприятнее развитие предпринимательства складывается в регионах, когда действует единый закон для всего бизнеса. Когда понижаются налоги не для избранных предприятий, а для всей бизнес индустрии . Хотя государство в этом случае не дополучает налоги, зато дает возмож....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: